ФЕОДОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ХV-ХVII ВЕКАХ

     В ХV веке, когда активно шел процесс формирования русской государственности  и прекращают существование крупнейшие удельные княжества, Переславль становится одним из крупных ремесленных и торговых центров, известный своей верностью Москве и оказывающий заметное влияние на экономику и политику Московской Руси.

     Здесь жили знатные бояре (Плещеевы, Воронцовы, Заболоцкие, Слизневы и др.), купцы, посадские ремесленники, в том числе великокняжеские    сокольники и рыбаки.  В ХV-ХVI веке великие московские князья и цари с чадами и домочадцами неоднократно посещали город, приезжая сюда на богомолье в местные монастыри. Большим любителем здешних мест был великий князь Иоанн III Васильевич (1462-1505), завершивший объединение  разрозненных княжеств вокруг Москвы. Он не раз посещал Переславль-Залеесский, приезжал в этот богоспасемый град на богомолье. Князь Иван III был дружен с преподобным Даниилом, переславским.

   Историограф Феодоровского монастыря – протоиерей Александр Свирелин – считает, что Иоанну III Феодоровская обитель была хорошо знакома.

   В 1511 году великий князь Московский Василий III Иоаннович (1479- 1533) пожаловал монастырю деревни и пустоши, что нашло отражение в документах монастырского архива. В частности, сохранилась «великого князя Василия Ивановича всея Руси старая тарханная грамота за красной печатью на подмонастырское сельцо Феодоровское и на село Половецкое и на деревню Потанино с пустошами…» Первым игуменом, известным по этим документам, был Геронтий.

  Расцвета Феодоровский мужской монастырь достиг при царе Иоанне IV Васильевиче (Грозном) (1530-1584). Как и его отец, царь Иван Грозный любил ездить в Переславль-Залесский на богомолье. Одним из его восприемников при крещении был игумен Переславского Троицкого Данилова монастыря Даниил. Повзрослев, Иоанн испытывал особую привязанность к Переславлю, неоднократно бывав здесь со своими домочадцами. Иногда причиной поездки в Переславль-Залеский было паломничество. По его личному распоряжению были укреплены два монастыря – Феодоровский и Никитский, фланкирующие въезды в город и охраняющие переславскую дорогу.  Иоанн Грозный неоднократно жаловал Феодоровскому монастырю обширные земли с селами и деревнями.    В 1551- 1552 годах при игумене Макарии царь дал вклад «слободку Ямскую, свое дворцовое село Ивановское, да село Петровское, да 500 рублей на монастырское строение по сыне своем Иоанне».

     В 1557 году, как писал протоиерей Александр Свирелин, «царь Иоанн Васильевич с супругою своею Анастасией Романовою и главой Русской Церкви митрополитом Афанасием был на освящении соборного храма в Переславском Никитском монастыре, а, возвращаясь обратно в Москву,  царица, отьехав 7  верст от города, в деревне Собилове  благополучно разрешилась сыном, названном во святом Крещении Феодором (это последний из Рюриковичей, второй сын  царя Иоанна Грозного)».  Благодарный Богу за сына Иоанн Грозный становится храмостроителем и покровителем Феодоровского монастыря. Царь «церковь Феодора Стратилата камену поставил и украсил образы и пеленами, и ризами, и всякою церковною утварью, и трапезу камену заложил, и келии многие поставил, и монастырь оградил..., а на месте рождения царевича Феодора соорудил «высокий каменный столп или лучше – часовню со святым Крестом».

     Храм во имя святого великомученика Феодора Стратилата – это первая каменная постройка в монастыре. Построенный храм  имеет форму квадратную о пяти главах, алтарь с тремя полукружиями: в среднем – три окна, а в северном и южном по одному. В южном полукружии по переписным книгам 1635-1653 годов находился придел во имя св. Апостола Ермия. А по описи 1668 года его уже не было. В дальнейшем там помещалась церковная ризница. Крышу храма покрыли тесом, а главы мелкой чешуею. У северо- западного угла храма располагалась небольшая каменная колокольня.  Феодоровский собор до сих пор остается самым интересным памятником на монастырской территории. До нашего времени дошли  заказанные царем Иоанном Грозным московским иконописцам иконы из иконостаса Феодоровского монастыря. Это иконы:  «Иоанн Златоуст в житии», «О Тебе радуется», «Одигитрия», «Троица», «Никола в рост», в том числе и храмовый образ «Феодор Стратилат в житии». Ныне эти произведения ХУ1 века хранятся в Переславском музее.

     Особо почиталась икона Феодоровской Божией Матери прекрасного письма ХVII века, но она не сохранена.

   Щедрые пожертвования  в Феодоровскую обитель от царских особ поступали регулярно. Факты пожалования царями вотчин подтверждаются монастырскими документами второй половины ХVI века и описями ХVII века.

    Так, царь Феодор Иоаннович (1557- 1598 ),  причастный своим рождением к обновлению монастыря, «дал … 12 кобылиц, дворцовое село Ильинское и установил кормы по отцу, матери и брату».

    Посещал обитель и царь Борис Годунов (1552- 1605). В память о царе Феодоре Борис Годунов пожертвовал  двести рублей.

   Перед нашествием польско-литовских войск монастырю принадлежали: село Феодоровское, деревни: Потанино, Половецкое, село Ильинское с деревнями Каргашино, Самково, Тощебулово, Петрилово, Омашево, Дуброво, Пешково, Ростовцево, Обрютево, Горицы, Матфейково, Григорьево, село Покровское, село Ивановское, деревня Беревники и деревня Хорошево.

   Спокойное течение жизни прервали, так называемые, «смутные времена». Польско-литовское нашествие 1608- 1618 годов опустошает Переславль. Все монастыри города в этот период подверглись безжалостному и сознательному уничтожению иноплеменников. Феодоровская обитель  «претерпела значительное опустошение и разорение». В вотчинах «Феодоровского монастыря осталась самая незначительная часть. Остальное все погибло… а монастырская слободка вся выжжена до кола и крестьяне посечены» -это запись из «Дозорной книги» того времени.

     Последующие годы были направлены на восстановление утраченного. В 1622- 23 годах по указу царя игумен Рафаил «монастырь огородил» - вокруг обители была построена деревянная стена с восмью башнями  - «и в церкви образы все поновил». На деньги царя Михаила Феодоровича (1613- 1645), княжны Мстиславской, переславского воеводы И. Селунского, самого игумена «построили кельи игуменские и братцкие» и «храм большой покрыли». При игумене Рафаиле также «храм поставили теплой, два престола Введение Богородицы да Николы Чудотворца с трапезою да Святые ворота». На личные средства  игумена Рафаила были сделаны пять крестов на «большой храм». Однако начавшееся устройство монастыря было прервано сильным моровым поветрием 1654 года. Во время этой эпидемии «население города уменьшилось в 5 раз» и не достигало двух тысяч человек.  В 1667 году чума вновь посещает Московию…

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ