МАТУШКА ИГУМЕНИЯ ЕВГЕНИЯ (ГЕОРГИЕВСКАЯ ЕВГЕНИЯ, 1875-1916 год)

     Много трудов и попечений о благоустройстве монастыря положила и следующая настоятельница обители - игумения Евгения (1832 г.- 25 марта 1920 года).

     Дочь священника села Боголюбова Владимирской губернии, трехлетним ребенком в 1835 году она была отдана на воспитание в Феодоровский монастырь к своей родственнице игумении Максимилле. Только через 20 лет будущую игумению Евгению приняли по указу в число послушниц монастыря. И еще 20 лет находилась мать Евгения в послушании у своей мудрой наставницы, являясь ее надежной помощницей. 13 сентября 1874 года она  сподобилась пострига – причисления к ангельскому чину. А уже через 3 дня ей было поручено исправлять должность настоятельницы. В 1875 году матушка Евгения была возведена в сан игумении. Из отчетной  Ведомости в Духовную Консисторию о наградах игумении Евгении записано:

- 18 мая 1879 года – преподано благословение Святейшего Синода с грамотою.

- 13 сентября 1880 года объявлено благословение Божие за порядок в церкви, ризнице, библиотеке и келиях  бывшим преосвященным Феогностом, Архиепископом Владимирским и Суздальским по обозрении монастырей и церквей епархии.

- 18 апреля 1881 года – за отлично - усердном и честном поведении в прохождении возложенных на нее обязанностей ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ награждена   золотым наперсным крестом.

- 14 марта 1884 года – Объявлено благословение Божие  бывшим  Преосвященным Феогностом, Архиепископом Владимирским и Суздальским за примерное старание в постройке трапезного корпуса и открытие в монастыре общей для сестер трапезы.

- 6 мая 1903 года – ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ награждена золотым наперсным крестом из Кабинета Его Императорского Величества с украшениями.

- 4 августа 1903 года – Объявлена благодарность Владимирского     Епархиального Училищного Совета за деятельное сочувствие и внимание к церковно - школьному делу.

- 6 мая 1905 года – За благочестно - иноческую жизнь преподано благословение Святейшего Синода с грамотою.

- 6 мая 1912 года – За внимание к отлично - усердной службе преподано благословение Святейшего Синода с грамотою.

- 5 мая 1914 года – ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ пожалован портрет Его Императорского Величества с собственноручною Его Императорского Величества подписью.

- 10 августа 1915 года – ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ жалована икона св. Царицы Александры Ея Императорским Величеством Государыней Императрицей Александрой Феодоровной, ко дню 40-летия в сане игумении.

     Многими своими дарованиями, доброжелательностью, скромностью и трудолюбием матушка Евгения сумела расположить московских купцов к значительным пожертвованиям.

     В 1876 году на средства Елизаветы Осиповны Молчановой строится каменный корпус для сестер, трехэтажная каменная гостиница, приходская школа для девочек, рукодельня, многие хозяйственные постройки. Производится научная реставрация памятной Феодоровской часовни «Крест» на месте рождения царя Феодора Иоанновича. Кроме того, возводится трехэтажный корпус трапезной, что было очень важно для полноценной монастырской жизни. До этого времени общая трапеза отсутствовала. В монастыре спасались лица разного роду и звания, и если для кого-то обеспечение себя единоличным келейным пропитанием не составляло труда, то для большинства насельниц, выходиц из крестьянского сословия, - это было делом нелегким. «Теперь, - как сообщалось в монастырских «Ведомостях», - трапеза  поставляется для всех сестер общая, на которую все члены монастырской общины обязаны ходить и во время которой бывает чтение житий святых или поучение из назидательных книг».

     В «Ведомостях о Переславском Феодоровском девиче монастыре второго класса»  ежегодно направляемых Епархиальному начальству содержался также отчет о состоянии монастыря. Это обычный перечень внутриобительных норм и предписаний – идеальная схема правил благочестия.

     Вот некоторые выдержки из уставного списка:

     А) О Богослужении

  1. Богослужение совершается по общепринятому всею православною церковию уставу неспешно.

  2. Поздняя Литургия совершается ежедневно, ранняя же по три раза в неделю, в дни, избранные монастырскими священниками.

  3. Звон к церковным службам производится согласно предписанию Епархиального начальства.

  4. Повседневное богослужение совершается в следующем порядке: пред вечернею вычитывается 9 час, а после вечерни малое повечерие с положенными в тот день канонами. По окончании всех сих богослужений и чтений совершается обычное для иночествующих правило с акафистами, относящимися ко дню с присоединением помянников о живых и умерших. Утреннее богослужение начинается чтением утренних молитв, после сего полунощница и утреня с первым часом в конце.

  5. По воскресным и праздничным дням богослужения совершаются продолжительные, священники часто говорят поучения.

  6. В неделю Св. Пасхи бывают три крестные хода с ношением Артоса: 1 - в холодную церковь, 2 - вокруг церквей внутри монастыря и 3 – в пятницу вокруг монастырской ограды. В летнее время бывают крестные ходы: 8 июня (21 июня) в храмовый праздник – память великомученика Феодора Стратилата, и 22 июля (4 августа) – в память избавления от холеры в 1848 году.

  7. Пение в праздничные дни употребляется партесное, из композиций и переложений древних распевов, а в будни – простое, придворное. Стихиры поются с канонархом.

  8. Указом Духовной Консистории от 22 января 1903 года за № 787 разрешено еженедельно совершать всенощное бдение в понедельник, а во вторник литургия с молебным пением и чтением священником акафиста пред иконою Феодоровския Божией Матери.

     Б) О духовно- нравственной монастырской жизни.

  1. Все живущие в монастыре ежедневно ходят к богослужению, кроме тех, которые живут по послушанию вдали от монастыря, например, на мельнице. Эти последние ходят по воскресным и праздничным дням в ближайшую сельскую церковь. В случае с приключившейся с кем болезни, таковым дозволяется оставаться в келии, но не без молитвы келейной.

  2. Все живущие в монастыре исповедуются и приобщаются Св. Тайн во все четыре поста, а в Великий пост дважды.

  3. Все живущие в монастыре стараются быть в послушании у Настоятельницы и и живут согласно правилам монастырского устава, ведут мирную и согласную между собою жизнь.

  4. Остающееся от богослужений время сестры проводят за рукодельными работами, кто к какому рукоделию способен. А рабочие сестры исполняют послушание на хозяйственных работах. Клиросные послушницы в эти часы готовятся к церковным службам, разучивая  следующие песнопения. Три летних месяца в году сестры и послушницы, способные к тонким и изящным рукоделиям в общей монастырской комнате исполняют работу по шитью церковных облачений, по вышиванию шерстями, шелком и золотом, вяжут кружева, чулки, салфетки и т.п. Способные к черным работам сестры и послушницы в летнее время  работают на кирпичном заводе, плетут корзины, вырабатывают глиняную посуду, работают на пчельнике, в саду, в огороде, на лугу, в поле, в лесу и др. Есть целый штат послушниц церковниц, обязанности которых наблюдать и поддерживать чистоту в храмах и около них.

  5. Имеется библиотека для чтения, с книгами религиозно- нравственного содержания. Ею пользуются все живущие в монастыре.

  6. У всех монахинь имеются для келейного чтения книги – Св. Евангелие, Апостол, Псалтирь и др. духовно - нравственного содержания.

  7. Отлучка из монастыря всегда бывает с дозволения Настоятельницы, а в ее отсутствие – казначеи.

  8. С ближайшими родными свидания имеют днем в своих келиях.

  9. Трапеза поставляется для всех сестер общая.

  10. В силу указного предписания Духовной Консистории от 23 августа 1910 года за № 13664 к благоустроению жизни в монастыре, для сестер живущих в обители,  установлено два вечера в неделю для чтения и бесед способными монахинями, а после чтения монахини и желающие послушницы остаются для выслушивания монашеского правила. По праздничным дням ведутся беседы священнослужителями.

  11. Одежду все носят скромную, приличную для монастыря, черную, но не грубую и не дорогую.

  12. Меры к вразумлению – внушение от Настоятельницы наедине.

 

     К 1916 году число насельниц обители достигало 500 человек. За исключением отдельных лиц из дворянского или купеческого сословий, главную массу общежития составляли девицы крестьянского и отчасти духовного звания. Пополнялся монастырь в основном из жительниц местных и соседних уездов и губерний.

     На землях, пожертвованных купцами, игумения Евгения  устроила три пустыни, при которых были учреждены церковно-приходские школы.

     1. В 12 верстах (13 км.) от Феодоровского монастыря по Московско - Ярославскому шоссе по направлению к Сергиеву Посаду устроена пустынька – Алексеевская – целый монастырек. Земля, на которой она стоит, куплена и пожертвована московским купцом Василием Борисовичем Глинским, в количестве 142 десятины 1 кв. сажень (155,1 га). А московской купеческой женой Анной Афанасьевной Ашукиной (в память о муже) устроена и освящена в 1891 году 28 июля прекрасная церковь во имя святого Алексия человека Божия, и колокольня при ней. Церковь была снабжена очень хорошего письма иконами, утварью, облачениями и богослужебными книгами. Пустынька была обведена каменною оградою, внутри ее устроены два двухэтажных корпуса для монашествующих, церковно- приходская школа для мальчиков и девочек, хозяйственные постройки. При пустыньки состоит особый священник для совершения богослужения на содержании монастыря. Для него за оградой пустыньки выстроен очень хороший деревянный дом со всеми хозяйственными принадлежностями.

     2. К западу от Феодоровского монастыря, верстах 4 (4 км.) от него, недалеко от ботика Петра I построена другая пустынька – «Воскресенская». Земля, на которой она построена, в количестве 216 десятин 1115 сажен (236,5 га), куплена и пожертвована тем же благодетелем московским купцом Василием Глинским и им же построен здесь в 1894 году (в память о своем отце) благолепный храм во имя святых мучеников Бориса и Глеба. Содержание храма  было обеспечено Василием Глинским особою суммою. Храм был обильно снабжен священными облачениями и церковной утварью, имел мозаичный пол и духовое отопление. Пустынька была ограждена каменною стеною, а внутри были построены  дома для жительства монахинь и послушниц, скотный двор, погреба и сараи, особый дом для рабочих. За монастырской оградой – каменный дом для жительства священника и помещения церковно- приходской школы. Был построен кирпичный завод.

     3. На Московско - Ярославской железной дороге, близ станции Берендеево, устроена третья пустынька. Землю в количестве 5 десятин (5,5 га) пожертвовал московский купец Василий Рыбаков. В 1898 матушка Евгения построила на этой земле храм во имя Всех святых, два деревянных дома для жительства монашествующих и послушниц, каменный дом со всеми хозяйственными службами для жительства священника и здание для церковно - приходской школы.

     Итак, благодаря особой энергии игумении Евгении, Феодоровский монастырь имел при себе 3 благоустроенные пустыньки, 4 церковно - приходские школы с особыми помещениями, давал приют и кормил до 500 монахинь и послушниц, воспитывал несколько маленьких бесприютных сирот девочек. Монастырь, кроме своего прямого назначения служения Богу в иноческом чине, имел немаловажное общественное  значение, просвещая подрастающее крестьянское поколение мальчиков и девочек светом христианского учения в 4-х школах, а возрастным бесприютным девицам давал приют, приучая их к труду. В монастыре были разнообразные рукоделия. Каждая приходящая неумеющая девица могла найти себе подручное дело. Не желающие заниматься рукоделием исполняли для монастыря земледельческие работы.

     Несомненно, что иг. Евгения обладала особыми духовными дарованиями, первое из которых, воспитанное с детских лет, - глубокое смирение. И к этому «главному основанию всех добродетелей» со временем приложились и дар рассуждения, и незлобие, и огромная житейская мудрость. Можно утверждать, что она была не только «главою» над своими сестрами, но и старицей, исполняющей духовное окормление обширной девичьей общины. При этом матушка Евгения оставалась человеком простым. «Как она о себе говорила: «… нигде я не училась, книг ученых не читала, читала только жития святых». Удивительно, но в отчетах и письмах игумении, направленных в Консисторию, за многие годы не встретилось ни одной жалобы на людей или обстоятельства, ни одного недовольного или раздраженного ответа, намека на чей-нибудь недостаток.

     Матушка Евгения не любила распространяться о своих трудах. «Буду я говорить вам, скажете – хвастаю, а хвастать, видит Бог, нечем. Молитва Богу одних, неустанный труд других – вот что создало, что сделало нашу обитель такой, какая она есть… Нас 500 монахинь в монастыре, и все они трудятся, как и я трудилась в свое время, в молодости. У нас нет ни первых, ни последних, все делается ради послушания. Той же рукой она перебирает четки, той же косит, мнет глину для кирпичей, вышивает воздухи, шьет башмаки… У нас все делается руками монахинь…». 

     В 1913 году Россия праздновала 300-летие царствования Дома Романовых. Официальное празднование 300-летия проходило в Казанском Соборе Санкт - Петербурга. А в мае 1913 года царская семья отправилась в паломничество по памятным для династии местам.

     В государственном архиве г. Владимира  сохранились записи о посещении императором Николаем с семейством г. Переславля: «23 мая 1913 года  Государю Императору благоугодно было с Августейшими дочерьми посетить г. Переславль - Залесский. После посещения Никитского и Даниловского монастырей Его Величеству благоугодно было направиться в Феодоровский женский монастырь, где прибывшие были встречены  во Святых воротах игуменией, казначей и помощницей благочинной. У дороги от Святых врат к собору стояли сестры монастыря, певчие и воспитывающиеся в монастыре дети-сироты. Когда автомобиль с царской семьей подъехала к Святым вратам, и при выходе Его Величества с дочерьми, матушка игумения приветствовала дорогих гостей. Затем все последовали в соборный храм. Певчие в это время пели «Спаси, Господи, люди Твоя». У входа в храм во имя  великомученика Феодора Стратилата прибывших гостей встретили семь священников и хор монастырских певчих (многие певчие этого хора входили в состав императорского хора, который царь Николай II очень любил слушать и даже брал с собой в зарубежные поездки)

     Священник осенил Святым крестом императора и великих княжон и окропил святою водою. Причем, государь император целовал руку священника, а он у государя. Затем государь император, великие княжны и вся свита при пении «Спаси, Господи, люди Твоя», прошли в собор. Государь император, осматривая собор, проследовал на уготовленное  для него место, а затем, преклонив колено пред иконой Феодоровской Богоматери, приложился к ней. После этого игумения Евгения взяла икону Феодоровской Богоматери, обернутую шелком, с надписью: «В молитвенную память трехсотлетия благополучного царствования Дома Романовых – смиреннейшие и верноподданнейшие приносят государю императору Николаю Александровичу, Феодоровский женский монастырь». Обратясь к государю императору, матушка Евгения поднесла икону со словами: «Ваше императорское Величество! Слова человеческого нет к выражению той радости и благодарности, которой наполнена моя душа за милостивое посещение нашей обители. Смиреннейше и всепокорнейше прошу принять святую икону Феодоровской Богоматери, покровительницы нашей». После утвердительного ответа на вопрос: «Освящена ли икона?», - Государь приложился к ней.

     После этого Государь с дочерьми проследовали в галерею, где были установлены подношения. Так, игумения, взявши ковер, просила принять его, как работу сестер монастыря, за что Его Величество  изволил милостиво благодарить.

     Следующее подношение от игумении: «Ваше императорское Величество, покорнейше прошу передать ея императорскому Величеству государыне императрице Марии Феодоровне икону Феодоровской Богоматери, шитую золотом, с подписью: «Смиреннейшее приношение государыне императрице от Феодоровского монастыря», и полотно своей работы, которой обучены послушницы монастыря». Для цесаревича были переданы: икона вмч. Феодора Стратилата, шитую оклад золотом, а риза жемчугом, со словами: «наследнику цесаревичу Великому Алексею Николаевичу, смиренное подношение Феодоровского монастыря»; блюдо деревянное, золоченное, чеканной работы, в середине большой орел, а по краям слова: «Его императорскому Высочеству наследнику цесаревичу  и Великому князю Алексею Николаевичу»; модель исторической часовни, построенной царем Иоанном Грозным в память рождения на том месте сына его Феодора в 1557 году и картину императора Петра Великого. Государь принял дары.

     Игумения поднесла Великим княжнам полотенца, шитые гладью, строчкой и плетенные салфетки с орлом и подписи: «Боже, царя храни». Затем император осматривал старинные вещи: сосуды, кадила, евангелие, иконы и ризы.

     После этого, направляясь к выходу, обратно прошел в собор и подошел к месту, где была принесена на руках больная схимонахиня Елена. Император просил ее благословить. Она, смутившись, не решалась. Но когда император опять повторил то же, она трижды благословила его, причем, он поцеловал у схимонахини руку, а она его плечо и чело. После чего просил благословить дочерей. И она трижды благословила их, не давая им целовать руку, но все же княжны целовали ладонь. Поклонившись схимонахине, государь направился к выходу, сказавши, что храм и живопись хорошо сохранились. Здесь, на паперти, узнавши о драгоценном пожертвовании императором священнического облачения бархатного с жемчужным украшением и камнями, игумения благодарила его, а он сказал: «Это от государыни и от меня».

     Из Феодоровского монастыря император с сопровождавшими его направились к селу Веськово в усадьбу Владимирского дворянства, местечко «Ботик», где хранятся остатки Плещеевской флотилии императора Петра Великого. Приняв собравшихся на площадке усадьбы дворянок и дворян, государь осмотрел ботик Петра I и хранящиеся в том же помещении разные старинные предметы. Затем император последовал к берегу озера, где произвел осмотр сводной сотне астраханских казаков и смотрел учение моряков и потешных. После этого император проследовал во Дворец, построенный в 1852 году для приема Высочайших особ, где изволил пить чай. Его Величество обратился к дворянам: «От всей души благодарю Вас, господа, за радушный и сердечный прием. Этот день навсегда останется для нас незабываемым». Во время чая играл оркестр гвардейского экипажа. После чая, пробыв некоторое время в саду, милостиво беседуя с дворянами, император отбыл на автомобиле в Петровск.

     В память о первом посещении императором Николаем Феодоровского монастыря сестры посадили липовую  аллею. Эти деревья, как бы пройдя сквозь время, и доныне благоукрашают нашу святую древнюю обитель.

     С Ноября 1910 по март 1917 года в Переславле - Залесском должность хирурга и главного врача городской больницы исполнял  Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий,  будущий исповедник, архиепископ Крымский и Симферопольский Лука. До революции больница принадлежала земству и была в таком жалком состоянии, что в отчетах земской управы и в корреспонденциях владимирских газет долгие годы  служила «притчей во языцех». Благодаря энергии В.Ф. Войно-Ясенецкого в короткий срок были выстроены новые корпуса, обновилось медицинское оборудование, улучшилось обслуживание больных, и к 1917 году больницу считали одной из лучших в губернии. Здесь скромный земской хирург, будущий академик  медицины, профессор медицины Войно-Ясенецкий  подготовил к защите свою докторскую диссертацию «Очерки гнойной хирургии». Дом, в котором жила тогда семья молодого хирурга, находился недалеко от Феодоровской обители. В частном письме Валентин Феликсович писал: «…нашел возможность бывать в соборе (Феодора Стратилата), где у меня было свое постоянное место, и это возбудило большую радость среди верующих жителей в Переславле».

     С февраля 1912 года до революции 1917 года Войно-Ясенецкий оказывал безвозмездную медицинскую  помощь насельницам монастыря. Монастырская деловая переписка неожиданно приоткрывает еще одну сторону деятельности врача-бессреренника. Приведем полностью два письма, где упоминается имя доктора Войно- Ясенецкого:

     «Глубокоуважаемая матушка Евгения!

 

     Так как фактически врачем Феодоровского монастыря состоит Ясенецкий-Войно, я же по-видимому числюсь только на бумаге, то я, считая для себя такой порядок вещей оскорбительным, отказываюсь от звания врача Феодоровского монастыря. О каковом своем решении и спешу Вас уведомить.

     Примите уверение в моем совершенном к Вам уважении.

 

     Врач … 30.12.1911 г.»

«Во Владимирское Врачебное отделение Губернского правления.

     Сим честь имею покорнейше уведомить: Врач … оставил службу при вверенном моему смотрению Феодоровском монастыре в начале февраля, а с оставлением службы врачом …, все время подает медицинскую помощь врач Валентин Феликсович Ясенецкий- Войно. При большом количестве живущих сестер, равно и членам семейств священнослужителей, необходима врачебная помощь и видя эту нужду монастыря, врач Ясенецкий-Войно  подал мне письменное заявление 10 марта полагать свои труды безвозмездно.

     Феодоровского девича монастыря игумения Евгения.»

 

     Принятие решения о безвозмездной врачебной помощи не могло быть случайным шагом со стороны молодого земского врача. Мать игумения не нашла бы возможным принять подобную помощь от молодого человека, не убедившись прежде, что это желание исходит из глубоких духовных мотивов. Личность почтенной старицы могла произвести сильное впечатление на будущего исповедника веры. Прежде решения должно быть определенное знакомство, узнавание, переросшее во взаимное доверие и расположение. И действительно, из воспоминаний горничной семьи Войно-Ясенецких, Елизаветы Кокиной, в частности узнаем: «Часто его ночью в больницу вызывали. Никогда не сердился, если вызывали. Жили тихо. Раз в месяц приезжала игумения из Феодоровского монастыря – чайку попить». Больница и дом, в котором жила тогда семья молодого хирурга, находились недалеко от Феодоровской обители. В Переславле родился и младший сын Валентина Феликсовича – Валентин. На здании больницы, в память о выдающемся святителе- хирурге в 2002 году была установлена мемориальная доска. Сохранился и дом, в котором жил врач В.Ф. Войно-Ясенецкий.

     24-25 мая 1996 года в Крымской Епархии состоялось торжественное прославление Святителя Луки. И для нас особенно дорого, что решительное желание трудов во славу Божию возникло у будущего подвижника Церкви архиепископа Луки именно в Переславле-Залесском и Феодоровская обитель – первое тому свидетельство.

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ