ВОЗВЫШЕНИЕ ОБИТЕЛИ ПРИ ЦАРЕ ПЕТРЕ И ЦАРЕВНЕ НАТАЛЬЕ АЛЕКСЕЕВНЕ

  В течение ХVIII века во время больших пожаров Переславль выгорал четыре раза почти дотла, тем не менее, на купеческие средства интенсивно строятся приходские каменные церкви. Размах храмового строительства удивил даже церковные власти. В резолюции Духовной консистории отмечалось, что в Переславле было «великое множество церквей». Купцы-ктиторы не жалели денег и на украшение храмов. Даже в самых бедных церквях города в это время была серебряная утварь.

   На этот период приходится и новый расцвет Феодоровского монастыря, который связан с деятельностью в Переславле царя Петра I (1676- 1725). Шестнадцатилетний Петр появился в городе на Плещеевом озере с намерением постройки «потешной флотилии» в 1688 году. Но были к тому и причины другого характера. Конец ХVII века сложился тревожным для царского дома Романовых. Мать Петра I Наталья Кирилловна Нарышкина была второй женой царя Алексея Михайловича. Первая супруга из рода Милославских умерла. После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году Наталья Кирилловна должна была вступить в борьбу с партией Милославских, так как семьи Милославских и Нарышкиных постоянно конфликтовали за влияние при дворе. Стрельцами, поддерживаемыми партией Милославских, были убиты два родных брата Натальи Кирилловны, и жизнь ее самой находилась в опасности, так что она с сыном своим Петром I должна была выезжать из Москвы сначала в село Преображенское а в дальнейшем в г. Переславль-Залесский.

   В это время в Переславском Феодоровском монастыре поселилась молодая инокиня Наталья Взимкова (1673-1749), «дочь дьяка царицыной мастерской оружейной палаты Иоанна Дмитриевича Взимкова» и сверстница Петра I (предполагается, что самые ранние годы детства были проведены ими вместе). Она поступила в монастырь в 19 лет. Такое раннее ее монашество подразумевает какое-то особенное обстоятельство, приведшее ее в монастырь. Наталья Ивановна делает в обитель выдающиеся по своей цене и художественной значимости вклады в виде напрестольного Евангелия уникального исполнения, на котором сохранилась надпись: «Построила сие Евангелие… Наталия Взимкова поминовения ради душевного благочестивыя государыни царицы и великия княгини Наталии Кирилловны и по своих родителях вечно…», многих икон, крестов, богослужебных сосудов чистого золота, облачения и денег. Император Петр I имел к ней особое доверие и расположение. Так, в монастырских архивных сообщается, что Император Петр I, отправляясь в 1693 году из Переславля «к морским водам», для благополучного своего путешествия, вручил ей много червонцев, чтобы она употребила их на позолоту иконостаса в церкви Феодора Стратилата, когда он будет приходить в ветхость.

   Немалые пожертвования были получены Феодоровским монастырем и от царской семьи. Вклады в обитель в то время делали цари Иван и Петр (согласно Феодоровской вкладной книге, цари Петр Алексеевич и Иван Алексеевич вложили в монастырь в конце ХVII века 100 рублей, ризы, стихарь, орарь и орариновые кружева «с городами», медное паникадило и серебряное кадило, семь белых медных лампад, «двери царские позолочены»), царицы Наталья Кирилловна и Прасковья Феодоровна (супруга царя Феодора Алексеевича). В связи со строительством Санкт-Петербурга во всей стране царской волей было запрещено каменное строительство (каменщики принудительно собирались в новом городе на Неве), и только в Переславских монастырях оно продолжалось и даже расширялось. В 1703 году «две тысячи денег» пожаловала Феодоровскому монастырю сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна, и на те деньги в 1710 году была «построена церковь теплая во имя Введения Богоматери». Новый Введенский храм отличался от старого своими размерами. В нем два придела: во имя Знамения Божией Матери и во имя святых мучеников Адриана и Наталии. Иконостас в этом храме был дубовый с резьбой позолоченною построен в 1873 году при игумении Максимилле. Иконы центрального иконостаса украшали дорогие ризы. В двух приделах этого храма местные иконы – вклад архимандрита Фотия. «В трапезной этого же храма на столе в киоте» был поставлен образ Боголюбивой Божией Матери – верный список с настоящей иконы Боголюбской Божией Матери.

   Для собора во имя Святого великомученика Феодора Стратилата царевна Наталия Алексеевна заказала икону Матери Божией Иерусалимская (1706 год), которая и доныне сохранена и находится в Переславском музее. Царевна Наталья Алексеевна, посещая монастырь и заметив, что престарелые больничные монахини вблизи келий церкви не имели, пообещала построить для них церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. По благословению местоблюстителя патриаршего престола митрополита Стефана (Яворского) (1722) 29 августа 1713 года началось, а в октябре 1714 года было закончено строительство больничного храма во имя Казанской иконы Божией Матери. При церкви построили больничный двухэтажный корпус с переходом в храм. Новое строительство освящал Даниловский архимандрит Варлаам (Высоцкий) (1665- 1737), под опекой которого находилась и Феодоровская женская обитель. Архимандрит Варлаам был духовником сестры Царя Петра I – Натальи Алексеевны.

   К середине ХVIII века монастырь достигает своего наивысшего расцвета. Богатые вклады давали возможность вести значительное капитальное строительство и благотворительность. Во владении монастыря находились: Феодоровская слобода, дворовое место в Переславле и Москве, мельница на реке Трубеж, рыбные ловли на озере Ивановское и реке Нерли, более двадцати деревень и сел. В хозяйстве было 23 лошади, 49 коров, 62 овцы.

   Император Петр I имел особенное попечение о монастыре. Гений его и здесь открыл такое ремесло, которым долгое время содержалась большая часть живущих в монастыре. В 1722 году Император Петр I прислал из села Покровское в Феодоровский монастырь мастериц-прях и инструменты для обучения непостриженных девиц и вдов прядению. Лен доставлялся из казны, а выработанная из него пряжа отсылалась на Екатерингофский полотняный завод. Деньги за работу выдавались в общую монастырскую казну. С этого времени монастырь становится известен своими художественно-ремесленными мастерскими. Кроме главного рукоделия – ткания полотен, - в монастыре ткут половики и ковры, шьют гладью и золотом, вышивают хоругви и иконы, делают всевозможные цветы и модели, шьют ризы, белье и обувь, делают мыло, выделывают кирпич и горшки разных фасонов, сами краски составляют, красят и белят, книги переплетают.

   29 июля 1744 года Указом Императрицы Елизаветы Петровны в «знатных городах» России были учреждены четыре новые епархии. Крупнейшей из них оказалась Переславская, объединившая 605 церквей и 25 монастырей, в числе которых значились знаменитые Иосифо- Волоколамский, Ново- Иерусалимский и Троице- Сергиева Лавра. К новой епархии были приписаны города Александров, Дмитров, Можайск, Гжатск, Верея, Волоколамск, Руза. В 1775 году при Екатерине II была проведена новая губернская реформа. Территория страны была вновь переделана, образованы дополнительные губернии.

   В 1778 году Переславль стал одним из 13 уездных городов Владимирской губернии. Согласно документам, Переславль в это время превосходил по размерам все города губернии, в том числе губернскую столицу Владимир.

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ